Трамвай

written on Saturday, May 18, 2013

Добрался до Одессы. Летом в Одессе тепло, круто и вообще. На волне трамвайного буйства имени инженера Буслоу пошел разбираться, что у нас деется по сравнению с всякой подмосковной Африкой.

Разбираться пошел основательно. С блокнотиком, фиксацией интервалов, номеров вагонов и трекингом маршрута с помощью GPS логгера. Сами по себе маршруты и остановки в интернетах есть. На гугломапасах есть остановки, время движения и ссылка на сайтик гортранса, но вытащить оттуда ничего нельзя.

На OSM есть координаты всех путей (рельсов), но про маршруты и остановки есть очень маленький кусок информации. Конечные, да и то не все.

Сходу я обнаружил, что википедия врет про скоростной режим, когда пишет "не превышает 20 км/час". Даже не совмещенных с проезжей частью кусках пути, трамвай едет c большей скоростью, а на длинных выделенных участках бывает больше намного. Насчет цифры про 300 километров путей - я тоже что-то сомневаюсь, надо бы проверить точно.

На самом деле одесский трамвай на некоторых ветках - это ниразу не трамвай, а такое замаскированное надземное метро. Ну или LRT. По скорости и расстоянию между станциями (50 километров в час и чуть меньше километра между станциям), он очень сильно косит под сингапурский LRT. Не даром тут раньше ходил натуральный паровоз, а остановки называются "станциями".

Карта

Устаревшая карта маршрутов на 11ой станции Большого Фонтана, на которой некие востоковеды учились рисовать иероглифы. Находится в павильоне, перед которым трамвай не останавливается.

Фонтан

Для начала пошел смотреть, что творится у себя на Фонтане. Там теперь ездят очередные списанные чешские вагоны с номерами на 705x, 706x и 710x. Прям с надписями на словацкой мове, про то что надо OPUSTTE DVERNI PROSTOR и один даже с гербом. Ну зато "новые".

Маршрут нумер 18, который я собрался мерять, нифига не ходит, потомучто какие-то артисты копают землю возле путей между 11ой и 12ой. Удачно проложили пути, да. Хорошо, что не прямо над трубами - могло и на такое ума хватить.

Копают

Какие-то работы, из-за которых трамвай не ходит. В выходные работать нельзя, поэтому никого нет, но трамвай все равно не ходит.

При этом 17ый номер, который от вокзала до кольца на 11ой станции - ходит, да и чудо-трамвай номер 19 с чятиком для бабушек от 16ой до Дачи тоже ходит, а посередине дырка от 11ой до 16ой. Ясно дело, граждане на 16ой станции осаждают маршрутки и едут прямо на них до конца.

Хорошая новость состоит в том, что номер 17ый ездит регулярно - каждый 8-10 минут (мерял) - на маршруте 7 вагонов, в основном последняя партия бушных чешских, но замечен еще и синий (отреставрированный) номер 4043.

Другая хорошая новость состоит в том, что участок между девятой и одинадцатой недавно реставрировали. Рельсы красивенькие, уложены в какую-то хитрую плиту, с резиной, вобщем все, как товарисч инженер бы обрадовался.

Стык

Новый рельс в районе 10ой станции, уложенный в специальную плиту. Место стыка.

Дальше начинаются плохие новости. Новенькие рельсы состыкованы со старыми стрелками, которые надо переключать ломом и который выглядят страшно. На отреставрированном участке трамвай хорошо если едет 25 км/час, потомучто там пути идут по дороге в потоке обычного транспорта.

Как только отреставрированный кусок заканчивается и трамвай выползает на старый участок, идущий обособлено, сразу разгоняется до 40 и веселее.

Трава

Обособленный участок путей между девятой и восьмой. Трава, красивенько, но пути старые.

Школа

Дальше мы тихо и аккуратно ползем между восьмой и седьмой, потомучто там школа и пару лет назад трамвай сбил маленькую девочку. Сбил в том самом месте, где я сам лет 15 назад бегал через дорогу и пути. Там вечно были идиотские игрища с отгораживаением школы заборами от проезжей части. Мы конечно обходили забор в пяти метрах вправо и бегали все равно. 15 лет (а скорее всего больше) все бегали, идиоты реашли проблему тем, что ставили заборы, но в конце-концов фатальный "ой" закономерно произошел и наконецто поставили светофор. Как раз тот случай, когда инструкции и правила пишутся кровью, а на чужих ошибках не учатся. По-хорошему там надо поставить памятную какую-то штуку , чтобы все знали, как этот светофор появился.

Школа

Тут все бегали 15 лет, пока девочку не задавило трамваем.

Что интересно, соседний светофор находится в сотне-другой метров, там где остановка трамвая и этот светофор был как-то хитро синхронизирован с подъезжающим вагоном. Без всяких компутеров-вайфаев конечно, на примитивной электрике с механикой.

Дальше мы по фонтану едем лихо 30-40 километров/час, даром что пути старые и кривые, а на стыках все расходится вдоль, поперек и в высоту.

Стык

Кусок старого пути, стык двух рельс. На этом месте трамвай подпрыгивает, стучит и может улететь.

Зато пути красиво отгорожены кустами. Остановить не остановят, но место показывают.

Изгородь.

Вообще очень хорошее место - и отгорожено и красиво и тротуар широкий и едет трамвай по обособленному пути. Нехватает новых рельсов и травы, как на восьмой станции, но тоже ничо.

А теперь еще одна школа. Ровно четыре станции от того места, где "ой" уже случился. Тут чернил на написание инструкции еще не разлили. Ну хоть бегать почти некуда, напротив сухопутка.

Школа

Переход через дорогу возле школы. Нерегулируемый. Когда стоишь и ждешь, то за спиной проносится трамвай и надо вылезать на дорогу. И заборчики которые не ограждают нифига вообще, зато покрашены в адовый цвет.

Забор

Пятая станция, тут забор ужасен своей расцветкой, но пути отгораживает.

Справа другой забор, а за забором лавочки и пямятник Кивалову. Шобы обычные граждане ходили по територии техникума и сидели на техникомовских лавочках, наш депутат удавится скорее. Так и идешь между двух заборов. Особенно весело, когда толпа студентиков выползает с этой территории, где курить запрещено и создает газовую камеру и толчею.

Светофоры

А дальше мы стоим на перекрестке на пятой. Минуту-две. До этого стояли на седьмой, стояли на девятой, стояли на десятой и еще постоим на четвертой, среднефонтанской второй и первой, но тут совсем долго.

После чего опять тянутся обособленные пути с травой, 30-40 километров в час и вобщемто ничего интересного, если не трогать остановки без лавочек и защиты от солнца (что будет в слудеющих сериях).

После этого всего мы стоим на Пироговской минуты три и выкатываемся на конечную.

Конечная

Посидев на конечной достаточно долго, выясняется замечательный факт про время, которое вагон стоит и ждет пассажиров, а потом ждет светофора на Пироговской.

Перекресток

Трамвай, притаившись в ёлках, ждет переключения дурного светофора

Светофор на Пироговской пропускает трамваи раз в три минуты. Трех минут обычно хватает чтобы быстро-быстро пройти на высадку, пройти поворотный круг и забрать еще пассажиров. Если успели - проезжаем светофор почти сразу. Если не успели или наоборот, прошли маршрут слишком быстро и хотим отдохнуть - стоим на конечной и светофоре все шесть минут. Это при проходе маршрута в одну сторону за 20-25.

Выводы

Враг скорости номер раз - совмещенные с проезжей частью пути. По такому участку, даже отремонтированному супер-пупер технологиями, трамвай ползет в полтора-два раза медленее, чем по старым, но отгороженным, если не стоит в пробке конечно.

Враг скорости номер два - несинхронизированные с движением вагона светофоры. Они заставляют трамвай ждать на ровном месте, когда он мог бы проехать. Тут мне нужно обрабатывать данные, но я не удивлюсь, если половину времени на этом маршруте трамвай тратит на тупеж на светофорах.

За номерами три, четыре и пять идут кривые рельсы, прыгающие стыки и нерегулируемые переходы. На нерегулируемых переходах и участках, где пешеход или автомобиль может "выскочить из-за угла", все равно приходится сбрасывать скорость. По-хорошему, Пешеходы на пути вылезать вообще никак не должны, а выход туда машин должен ограничивать светофором и шлагбаумами, как нормальный железнодорожный переезд.

Отсюда вырисовывается логичный вывод, что надо заниматься не реставрированием улицы и обновлением путей ради обновления путей, а решать проблему скорости движения, безопастности переходов и состояния путей. Про то, до какой скорости могут разгоняться наши "татры" - тоже в следующих сериях.

This entry was tagged odessa and tram

blog comments powered by Disqus